ЕКСКЛЮЗИВ

Когда создадут краеугольный камень успеха украинской системы: Антикоррупционный Суд, и какие необходимые условия его эффективности в реалиях современной украинской политики.

В данный момент создание антикорупционного суда в Украине является камнем преткновения для большинства крупных игроков на арене украинской политики, горьким лекарством от хронической и казалось бы неизлечимой болезни под названием коррупция, которое при правильном его приготовлении может быть ядом для болезни и за пару приемов излечить от смертельного недуга. Многие хотят приблизить момент его создания и введение в работу, также многие говорят, что этого ждут в то же время выискивая способы как отвертеться от неминуемой гибели.

По словам первого вице-спикера парламента Ирины Геращенко, закон об “Антикоррупционном суде” будет принят в этом году.

“У меня нет сомнений, что все депутаты осознают ответственность за голосование за этот законопроект, и он будет одобрен. Президент подал свою версию, ее можно доработать ко второму чтению на уровне поправок”, – сказала она.

По словам Геращенко, в ходе первой пленарной недели Верховной Рады депутаты могут рассмотреть законопроект об “Антикоррупционном суде” в первом чтении, а затем доработать его ко второму чтению, “внести поправки и принять отредактированный, улучшенный, усиленный законопроект”.

“У нас есть все шансы в 2018 и принять закон об “Антикоррупционном суде” и подготовить все предпосылки для его создания, ведь суд не заработает на следующий день после подписания закона. А в 2019-м Антикоррупционный суд может заработать”, – сказала первый вице-спикер парламента.

Но так ли все просто, как говорится, и какие существуют подводные камни, которые могут пробить дыры в дне корабля под названием Антикоррупционный Суд. На этот вопрос отвечает народный депутат Украины, член фракции Радикальной партии Олега Ляшко Сергей Рыбалка.

Он отмечает, что в США, где он проводил рабочие встречи с политиками, чиновниками и представителями неправительственных организаций, обсуждая ход реформ, создание антикоррупционного суда воспринимают, как шанс завершить создание независимой системы органов для борьбы с коррупцией.

По мнению экспертов, наиболее эффективно дорабатывать президентский вариант законопроекта об антикоррсуде, поскольку его статус скорее позволит получить поддержку фракций большинства. Впрочем, с учетом существенной доработки.

В частности, речь идет о процедуре избрания судей Антикоррсуда, а также системе их контроля. Так, депутат Сергей Рыбалка отмечает, что необходимо наделить правом вето международных экспертов, которые будут принимать участие в отборе кандидатур на должность судей этого суда.

«Для международных экспертов права совещательного голоса мало. Тогда его рекомендации будут просто игнорировать и назначать исключительно лояльных к президентской администрации людей. Нужно предусмотреть механизм, чтобы Совет международных экспертов имел право вето, как минимум, относительно кандидатур, которые, по его мнению, не соответствуют требованиям, установленным законом», – считает политик.

Кроме того, он также считает, что документ должен в рамках Конституции содержать нормы, которые не позволят президенту затягивать назначения судей антикоррупционного суда.

Несколько предостережений есть и относительно критериев и требований касательно самого кандидата, которые даже строже, чем к кандидату на должность судьи Верховного суда.

«В частности, речь идет о размытых критериях «значительный опыт» во внедрении лучших мировых антикоррупционных практик, работе в международных судебных органах и неправительственных организациях. Эти критерии применяются в дополнение к стандартному юридическому стажу и очевидно требуют более четкой формулировки», – отмечает Сергей Рыбалка.

Он также считает важным уточнить предлагаемый законопроектом механизм прохождения полиграфа кандидатами на должность судьи и самими судьями.

«Получить фиктивную медицинскую справку будет очень просто. Но даже без нее любой коррупционер может создать собственный экспертный центр для проверки на полиграфе, и не только получить себе фиктивную справку об успешном прохождении проверки, но и зарабатывать на подобных фиктивных справках. Поэтому для проверки судей ВАКСУ с помощью полиграфа стоило бы определить единую международную структуру», – считает С. Рыбалка.

Натисніть, щоб прокоментувати

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Події

вгору
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!